Что такое CMS сайта
CMS (Content Management System, движок, платформа, конструктор) — это система, позволяющая создавать, настраивать сайт и управлять его содержимым. У CMS удобный и понятный интерфейс. Например, чтобы добавить новый товар на сайт интернет-магазина, не нужно знать языки программирования и разбираться в коде.
Сейчас на рынке есть несколько популярных CMS. Каждая из них решает определенные задачи. Рассказываем о том, что из себя представляет CMS, и как выбрать подходящую.
Чем CMS отличается от самописного движка
20 лет назад разработчики создавали сайты, программируя для них код с нуля. Сайты стали сложнее — требуется большая функциональность. Поэтому digital-корпорации разработали типовые системы управления контентом.
Система управления состоит из:
- дизайна;
- функциональности;
- контента.
CMS — это часть программного обеспечения, в которой заложены инструменты для создания сайта и управления его контентом. Всё, что разработчик делает при помощи HTML (язык разметки документов для просмотра веб-страниц в браузере), CSS (язык описания внешнего вида документа) и JavaScript-файлов (файлы формата .js, отвечающие за динамику веб-страниц), в CMS можно сделать нажатием нескольких кнопок.
CMS полностью не заменили самописные движки — их всё ещё создают. У самописной системы есть преимущество — разработчик пишет её только под конкретные потребности бизнеса. А представленные на рынке CMS функционально ограничены. На этом плюсы самописного движка, особенно если говорить про малый бизнес с ограниченными бюджетами, заканчиваются.
Самописная система управления сайтом точно обойдется дороже (и займёт больше времени), потому что для создания такого продукта понадобится команда разработки Разработчику придётся постоянно участвовать в процессе — в наполнении, обслуживании сайта и отлаживании багов. Чтобы управлять сайтом самостоятельно, придётся изучить пользовательскую документацию — руководства разработчиков движка по его использованию.
Отличия CMS от самописного движка:
Унифицированные CMS
- минимальные навыки программирования;
- быстрая разработка;
- бесплатные или недорогие варианты;
- техническая поддержка, инструкции, помощь в сообществах;
- легко поменять разработчика;
- больше возможностей SEO;
- отлаженные решения;
- ограниченная функциональность.
Самописный движок
- кастомизация под задачи бизнеса;
- нужно нанимать команду разработчиков;
- долгая разработка;
- в разы дороже, чем CMS;
- нет бесплатной техподдержки;
- пользовательская документация может быть непонятной;
- зависимость от разработчика;
- ограничены возможности SEO;
- придётся платить за исправление багов.
При использовании CMS можно выбрать готовые шаблоны дизайна и функциональности, а можно разработать уникальные. Мы уже писали про выбор между шаблоном и уникальным дизайном. Базовую функциональность можно дополнить модулями и расширениями.
В случае самописного движка разработчик создает всё самостоятельно, не пользуясь готовыми решениями.
Плюсы и минусы CMS
Использование CMS значительно облегчает разработку, наполнение контентом и обслуживание сайта. Готовые решения позволяют эффективно выстраивать бизнес-процессы. Например, сотруднику компании будет проще добавлять товары или статьи.
Плюсы CMS:
- Экономия времени на создание сайта — не нужно писать код вручную.
- Не требуется глубоких знаний каких-либо языков программирования. Это упрощает выбор разработчика — специалистов, работающих с популярными CMS, много.
- Есть готовые стильные шаблоны дизайнов, удобство которых продумано. И поменять дизайн можно быстро.
- Предусмотрены инструменты для SEO (например, плагины на WordPress и модули на OpenCart). Это упрощает оптимизацию сайта и его продвижение в выдаче поисковых систем.
- Добавить недостающую функциональность легко и быстро — есть готовые опции и плагины.
- Легко реализовать такие функции, как, например, создание резервных копий, обратная связь, создание лид-форм. Актуально при расширении и масштабировании бизнеса.
- Управлять контентом легко — добавлять, редактировать, удалять данные вполне по силам менеджеру без навыков программирования. Интерфейс административной панели CMS интуитивно понятен — чтобы любой мог разобраться.
- Есть интеграция с CRM-системами, 1С, телефонией, платежными системами — важно для автоматизации бизнес-процессов, например, интернет-магазина.
- Доступна бесплатная техническая поддержка и/или инструкции от разработчиков CMS — найти интересующую информацию легко.
- Почти нет багов — ошибки работы системы минимальны. Регулярные обновления устраняют проблемы с интеграцией модулей и сторонних сервисов.
- Есть бесплатные системы управления контентом с широкой функциональностью. И даже платные CMS выгоднее самописных веб-проектов.
Дополнительные фичи можно писать самостоятельно, или подключать для этих целей модули, предусмотренные выбранной CMS. Например, на сайт-визитку можно добавить раздел с блогом, но сделать из него интернет-магазин не всегда возможно. Для смены основной функциональности придется переносить сайт на другую CMS, подходящую под новые задачи.
Популярные CMS и чем они отличаются
У всех популярных CMS — разные возможности и условия использования. Условно их можно разделить на два вида:
- бесплатные, с открытым кодом;
- платные, не позволяющие редактировать исходный код.
Рассмотрим подробнее самые популярные.
WordPress — самая распространенная бесплатная CMS в мире. Её просто установить, у неё широкая функциональность и много бесплатных плагинов. Интегрирована с социальными сетями, Моим Складом, Google Analytics, Битрикс24 и многими другими сервисами. Идеально подходит для блогов, СМИ и корпоративных сайтов, небольших интернет-магазинов (понадобится плагин WooCommerce). При помощи плагинов можно расширять или полностью менять возможности сайта.
Нужно учитывать недостатки открытого кода CMS, а именно уязвимость, и то, что сайт на WP может не работать на хостингах, не поддерживающих PHP.
OpenCart — бесплатная CMS, созданная для электронной коммерции. Доступна интеграция со многими платежными системами и курьерскими службами.
Базовой функциональности достаточно для запуска интернет-магазина.
Есть русифицированный интерфейс, который подходит для пользователей с минимальными навыками в IT. Есть много шаблонов дизайна и встроенный SEO-модуль, что важно для онлайн-продаж.
MODx — бесплатная система управления контентом. Для неё нет готовых шаблонов. Процесс установки сложнее, чем у WordPress — требуется знание кода. По степени защищенности и скорости загрузки выше, чем у многих бесплатных CMS. Поддерживает интеграцию со многими популярными CRM-системами, например, 1С, Robokassa, Битрикс24, amoCRM, ПланфиксС. Гибкая система MODx подстраивается под любые сложные задачи.
1С-Битрикс — российская разработка, самая популярная из платных систем управления контентом. Совместима со всеми продуктами 1С. Больше подходит для сложных задач среднего и крупного бизнеса.
Joomla! — бесплатная платформа для создания сайтов любого масштаба и назначения. Имеет сложный интерфейс, считается небезопасной и устаревшей.
Как выбрать CMS
Выбирая систему управления контентом, нужно исходить из задач сайта.
Для личного блога или СМИ подойдет специально для этого созданная WordPress. Благодаря своей универсальности эта CMS подходит и для корпоративного сайта, и для лендинг пейдж, и для сайта-визитки.
Простой сайт (например, лендинг или визитку) также можно сделать на платформах-конструкторах, например, Tilda или Wix. Но у них есть недостаток — расширить функциональность не получится.
Для интернет-магазина подойдёт OpenCart или 1С-Битрикс (платный). В них реализованы системы приема платежей, отслеживание доставки товаров, разграничение прав доступа. Стоит учитывать, что некоторые модули и плагины тоже могут быть платными.
CMS MODx универсальна и подойдет для создания любого типа сайта. Но сложна — требуется специализация разработчика.
Определяющий фактор для малого бизнеса — цена разработки. Например, небольшой компании с ограниченным бюджетом лучше выбрать бесплатную CMS. Платные платформы подойдут крупным бизнесам, когда требуется сложное решение и высокий уровень безопасности.
Подытожим
- Самописные системы управления контентом создаются под задачи конкретного проекта. Разрабатывать их дольше, сложнее и дороже. Использование CMS упрощает и удешевляет процесс разработки сайта. Такой сайт в дальнейшем проще обслуживать, наполнять и продвигать.
- У каждой системы управления контентом есть преимущества и недостатки. Учитывать нужно и бюджет и кадры. В первую очередь при выборе CMS нужно ориентироваться на бизнес-задачи, которые решит сайт. У разных CMS — разная функциональность, которая делает их более подходящими для определенного типа сайта. Например, одни больше подходят для интернет-магазина, другие для блога.