Что такое CMS сайта

Оставить заявку

CMS (Content Management System, движок, платформа, конструктор) — это система, позволяющая создавать, настраивать сайт и управлять его содержимым. У CMS удобный и понятный интерфейс. Например, чтобы добавить новый товар на сайт интернет-магазина, не нужно знать языки программирования и разбираться в коде.
Сейчас на рынке есть несколько популярных CMS. Каждая из них решает определенные задачи. Рассказываем о том, что из себя представляет CMS, и как выбрать подходящую.

Чем CMS отличается от самописного движка

20 лет назад разработчики создавали сайты, программируя для них код с нуля. Сайты стали сложнее — требуется большая функциональность. Поэтому digital-корпорации разработали типовые системы управления контентом.

Система управления состоит из:

  • дизайна;
  • функциональности;
  • контента.

CMS — это часть программного обеспечения, в которой заложены инструменты для создания сайта и управления его контентом. Всё, что разработчик делает при помощи HTML (язык разметки документов для просмотра веб-страниц в браузере), CSS (язык описания внешнего вида документа) и JavaScript-файлов (файлы формата .js, отвечающие за динамику веб-страниц), в CMS можно сделать нажатием нескольких кнопок.

CMS полностью не заменили самописные движки — их всё ещё создают. У самописной системы есть преимущество — разработчик пишет её только под конкретные потребности бизнеса. А представленные на рынке CMS функционально ограничены. На этом плюсы самописного движка, особенно если говорить про малый бизнес с ограниченными бюджетами, заканчиваются.

Самописная система управления сайтом точно обойдется дороже (и займёт больше времени), потому что для создания такого продукта понадобится команда разработки Разработчику придётся постоянно участвовать в процессе — в наполнении, обслуживании сайта и отлаживании багов. Чтобы управлять сайтом самостоятельно, придётся изучить пользовательскую документацию — руководства разработчиков движка по его использованию.

Отличия CMS от самописного движка:

Унифицированные CMS
  • минимальные навыки программирования;
  • быстрая разработка;
  • бесплатные или недорогие варианты;
  • техническая поддержка, инструкции, помощь в сообществах;
  • легко поменять разработчика;
  • больше возможностей SEO;
  • отлаженные решения;
  • ограниченная функциональность.
Самописный движок
  • кастомизация под задачи бизнеса;
  • нужно нанимать команду разработчиков;
  • долгая разработка;
  • в разы дороже, чем CMS;
  • нет бесплатной техподдержки;
  • пользовательская документация может быть непонятной;
  • зависимость от разработчика;
  • ограничены возможности SEO;
  • придётся платить за исправление багов.

При использовании CMS можно выбрать готовые шаблоны дизайна и функциональности, а можно разработать уникальные. Мы уже писали про выбор между шаблоном и уникальным дизайном. Базовую функциональность можно дополнить модулями и расширениями.

В случае самописного движка разработчик создает всё самостоятельно, не пользуясь готовыми решениями.

Плюсы и минусы CMS

Использование CMS значительно облегчает разработку, наполнение контентом и обслуживание сайта. Готовые решения позволяют эффективно выстраивать бизнес-процессы. Например, сотруднику компании будет проще добавлять товары или статьи.

Плюсы CMS:

  • Экономия времени на создание сайта — не нужно писать код вручную.
  • Не требуется глубоких знаний каких-либо языков программирования. Это упрощает выбор разработчика — специалистов, работающих с популярными CMS, много.
  • Есть готовые стильные шаблоны дизайнов, удобство которых продумано. И поменять дизайн можно быстро.
  • Предусмотрены инструменты для SEO (например, плагины на WordPress и модули на OpenCart). Это упрощает оптимизацию сайта и его продвижение в выдаче поисковых систем.
  • Добавить недостающую функциональность легко и быстро — есть готовые опции и плагины.
  • Легко реализовать такие функции, как, например, создание резервных копий, обратная связь, создание лид-форм. Актуально при расширении и масштабировании бизнеса.
  • Управлять контентом легко — добавлять, редактировать, удалять данные вполне по силам менеджеру без навыков программирования. Интерфейс административной панели CMS интуитивно понятен — чтобы любой мог разобраться.
  • Есть интеграция с CRM-системами, 1С, телефонией, платежными системами — важно для автоматизации бизнес-процессов, например, интернет-магазина.
  • Доступна бесплатная техническая поддержка и/или инструкции от разработчиков CMS — найти интересующую информацию легко.
  • Почти нет багов — ошибки работы системы минимальны. Регулярные обновления устраняют проблемы с интеграцией модулей и сторонних сервисов.
  • Есть бесплатные системы управления контентом с широкой функциональностью. И даже платные CMS выгоднее самописных веб-проектов.

Дополнительные фичи можно писать самостоятельно, или подключать для этих целей модули, предусмотренные выбранной CMS. Например, на сайт-визитку можно добавить раздел с блогом, но сделать из него интернет-магазин не всегда возможно. Для смены основной функциональности придется переносить сайт на другую CMS, подходящую под новые задачи.

Популярные CMS и чем они отличаются

У всех популярных CMS — разные возможности и условия использования. Условно их можно разделить на два вида:

  • бесплатные, с открытым кодом;
  • платные, не позволяющие редактировать исходный код.

Рассмотрим подробнее самые популярные.

WordPress — самая распространенная бесплатная CMS в мире. Её просто установить, у неё широкая функциональность и много бесплатных плагинов. Интегрирована с социальными сетями, Моим Складом, Google Analytics, Битрикс24 и многими другими сервисами. Идеально подходит для блогов, СМИ и корпоративных сайтов, небольших интернет-магазинов (понадобится плагин WooCommerce). При помощи плагинов можно расширять или полностью менять возможности сайта.
Нужно учитывать недостатки открытого кода CMS, а именно уязвимость, и то, что сайт на WP может не работать на хостингах, не поддерживающих PHP.

OpenCart — бесплатная CMS, созданная для электронной коммерции. Доступна интеграция со многими платежными системами и курьерскими службами.
Базовой функциональности достаточно для запуска интернет-магазина.
Есть русифицированный интерфейс, который подходит для пользователей с минимальными навыками в IT. Есть много шаблонов дизайна и встроенный SEO-модуль, что важно для онлайн-продаж.

MODx — бесплатная система управления контентом. Для неё нет готовых шаблонов. Процесс установки сложнее, чем у WordPress — требуется знание кода. По степени защищенности и скорости загрузки выше, чем у многих бесплатных CMS. Поддерживает интеграцию со многими популярными CRM-системами, например, 1С, Robokassa, Битрикс24, amoCRM, ПланфиксС. Гибкая система MODx подстраивается под любые сложные задачи.

1С-Битрикс — российская разработка, самая популярная из платных систем управления контентом. Совместима со всеми продуктами 1С. Больше подходит для сложных задач среднего и крупного бизнеса.

Joomla! — бесплатная платформа для создания сайтов любого масштаба и назначения. Имеет сложный интерфейс, считается небезопасной и устаревшей.

Как выбрать CMS

Выбирая систему управления контентом, нужно исходить из задач сайта.

Для личного блога или СМИ подойдет специально для этого созданная WordPress. Благодаря своей универсальности эта CMS подходит и для корпоративного сайта, и для лендинг пейдж, и для сайта-визитки.

Простой сайт (например, лендинг или визитку) также можно сделать на платформах-конструкторах, например, Tilda или Wix. Но у них есть недостаток — расширить функциональность не получится.

Для интернет-магазина подойдёт OpenCart или 1С-Битрикс (платный). В них реализованы системы приема платежей, отслеживание доставки товаров, разграничение прав доступа. Стоит учитывать, что некоторые модули и плагины тоже могут быть платными.

CMS MODx универсальна и подойдет для создания любого типа сайта. Но сложна — требуется специализация разработчика.

Определяющий фактор для малого бизнеса — цена разработки. Например, небольшой компании с ограниченным бюджетом лучше выбрать бесплатную CMS. Платные платформы подойдут крупным бизнесам, когда требуется сложное решение и высокий уровень безопасности.

Подытожим

  • Самописные системы управления контентом создаются под задачи конкретного проекта. Разрабатывать их дольше, сложнее и дороже. Использование CMS упрощает и удешевляет процесс разработки сайта. Такой сайт в дальнейшем проще обслуживать, наполнять и продвигать.
  • У каждой системы управления контентом есть преимущества и недостатки. Учитывать нужно и бюджет и кадры. В первую очередь при выборе CMS нужно ориентироваться на бизнес-задачи, которые решит сайт. У разных CMS — разная функциональность, которая делает их более подходящими для определенного типа сайта. Например, одни больше подходят для интернет-магазина, другие для блога.